Агаджанян Е.П. Юбилей учебного центра ВМФ «Военно-морская академия»

28 июля 1956 года в Обнинске был открыт 16-ый Учебный Центр Военно-Морского Флота, который был создан для подготовки экипажей атомных подводных лодок. Сейчас здесь проходят практику и стажировку курсанты, продолжают подготовку офицеры-выпускники военно-морских институтов. В этом году Центру, так же, как и городу, исполняется 60 лет.

 

Про Учебный Центр мы попросили рассказать Бориса Ионовича Изнюка. Окончив в 1961-ом году Высшее военно-морское инженерное училище в Ленинграде, в течение 33 лет он служил инженером-механиком на атомных подводных лодках Северного флота. В 1979—1989 годах был преподавателем Учебного Центра ВМФ в Обнинске.

 

Не отстать от американцев!

В 1947 году в США началось проектирование подводных лодок с атомными энергетическими установками. И СССР не должен был отставать от американцев. Нам тоже нужны были атомные подводные лодки. В конце 1949 года началась разработка идеи проектирования опытных реакторных установок с разными теплоносителями первого контура для подводных лодок.

9 сентября 1952 года Председатель Совнаркома Сталин подписал постановление о строительстве подводных лодок с атомными энергетическими установками (ПЛА). С октября 1952 года началась разработка предэскизного проекта ПЛА. Главным конструктором корабля был назначен Перегудов В. Н. (СКБ-143). Главным конструктором реакторной установки стал Доллежаль Н. А. (НИИ-8). Научным руководителем проблемы создания ЯЭУ для ПЛА был А. П. Александров, который работал в Лаборатории измерительных приборов Академии наук (ЛИПАН). 21 декабря 1953 года был утвержден эскизный проект советской ПЛА, а в мае 1954-го – технический проект ПЛА проекта 627.

Сначала казалось дикой сама мысль о том, что можно атомный реактор ставить на лодку. Но постепенно к ней привыкли. Начались разработки, в ФЭИ было построено два опытных стенда: водо-водяной и жидко-металлический. Впоследствии остановились на водо-водяном. А жидко-металлический оставили для дальнейших экспериментов.

 

Водо-водяной стенд лег в основу реактора для будущей атомной подводной лодки и стал прототипом будущих атомных электростанций. Первый реактор, построенный для лодки, был очень большим и не помещался на лодку. И в то же время он был маломощным. Он давал всего 5 Мвт, что было достаточно для горения электрической лампочки, но недостаточно для работы подводной лодки. Поэтому испытания были продолжены, а газета «Правда» сообщила о пуске первой АЭС. Пуск реактора «АМ» в городе Малоярославец-1 (с  1956 г. – город Обнинск) показал возможность использования атомной энергетической установки для подводных лодок.

 

Первые тренажеры атомных лодок

 

В это время в США вступила в строй атомная подводная лодка «Наутилус» с водо-водяным реактором мощностью 60 МВт, имевшая скорость подводного хода 25 узлов. Советским конструкторам была поставлена задача спроектировать ПЛА, превышающую  характеристики  «Наутилуса».

21 июля 1954-го года  в списки кораблей ВМФ были зачислены первые две атомные подводные лодки «К-3» (заводской номер 254) и «К-5» (заводской номер 260). В сентябре 1954 года были сформированы экипажи двух будущих атомных подводных лодок, и началась их подготовка. 24 сентября 1955 года на судостроительном заводе «402» (Севмаш) в цехе № 42 была заложена первая в СССР атомная подводная лодка «К-3».

Параллельно в городе Малоярославец-1, Московской области, в 1954 году было начато строительство, а в 1955 году – монтаж полномасштабного наземного прототипа АЭУ ПЛА (стенд 27-ВМ) на Промплощадке ФЭИ – «здание 150». АЭУ  стенда «27-ВМ» состояла из реакторной установки (РУ, паротурбинной установки (ПТУ), турбогенератора (ТГ) и холодильной машины (Э-250). Роль гребного винта выполнял гидротормоз.

Стенд 27-ВМ предназначался для опытной эксплуатации, испытания и проверки работоспособности ядерного реактора и систем обслуживания атомной энергетической установки, а также для подготовки личного состава ПЛА к управлению и эксплуатации АЭУ.

Начало атомного подводного флота

Отсюда и началось сотворение атомного подводного флота СССР. Города Обнинска тогда еще официально не существовало. Но был уже благоустроенный жилой массив с комплексом коммунальных объектов: детские сады, ясли, школа, магазины, дом культуры, водокачка и даже стадион.

Экипажи размещались в импровизированном общежитии, в одном из жилых домов и обучались на стенде 27-ВМ силами местных специалистов из ФЭИ. Командиром самого первого советского подводного атомохода был капитан 2-го ранга Леонид Гаврилович Осипенко, будущий контр-адмирал, первый послевоенный Герой Советского Союза, лауреат Государственной премии, почетный гражданин города Обнинска. Он руководил  Учебным Центром ВМФ № 16 более 20-ти лет.

ВМФ родил «мышонка»

Учебный центр ВМФ был создан для обучения экипажей премудростям атомной техники. В 1956 году он представлял собой три щитовых барака:  здесь был учебно-административный корпус, матросская казарма, офицерское общежитие, несколько хозяйственных построек, проходная будка и солидный забор вокруг.  Штат учебного центра в то время тоже был небольшой: командир учебного центра с двумя заместителями, 6 преподавателей и небольшой штат сопутствующих служб. Институтские остряки шутили: «ВМФ родил «мышонка»

Первым начальником УЦ ВМФ был назначен капитан 1-го ранга М. Л. Соколов. Преподавателями были дизельные подводники, университетские физики, надводные турбинисты и испытатель атомного взрыва. В чинах почти все были не выше старшего лейтенанта.

Личный состав первых экипажей «К-3» и «К-5» был зачислен слушателями и курсантами первого УЦ-ВМФ. Обучать атомной технике надо было уже сформированные экипажи с пестрым контингентом от матроса до командира и уровнем образования от средне-деревенского до высшего военно-инженерного. Программы курса и учебно-материальной базы поначалу практически не было.

Самым оснащенным оказалось радиационное направление. В его арсенале была два действующих прибора армейского образца и учебный фильм «Физические основы атомного оружия». В основном обходились увеличенными копиями технических чертежей. Настоящая живая техника была только на стенде 27 ВМ в ФЭИ. Вскоре первые экипажи закончили  наземную подготовку и ушли на свои корабли. Их место заняли следующие экипажи. К тому времени были составлены программы и написаны конспекты занятий.

Потом атомоходы вышли в моря и океаны на боевую службу. Атомный подводный флот начал свое развитие. Развивался и учебный центр. Построили первый учебный корпус. Штат педагогов пополнился офицерами первых атомных экипажей. Появилось техническое оснащение – реальная корабельная техника.

Повышение престижа УЦ

В 1960 году командование Учебным Центром принял Герой Советского Союза, капитан 1-го ранга Л. Г. Осипенко, опытный заслуженный офицер. Он сумел создать в коллективе творческую рабочую атмосферу, отношения строились на взаимном уважении и доверии. И началась активная техническая «самодеятельность» по созданию материальной базы для подготовки специалистов атомного подводного флота. Начали с кустарных тренировочных устройств. Но вскоре был создан первый тренажер по управлению корабельным ядерным реактором с использованием электронного моделирования.

В 1962 году эта разработка И. И. Малашинина была зарегистрирована как изобретение, причем, с такой степенью новизны, что в патентной классификации не нашлось подходящего класса. И этим изобретением был открыт новый класс технических новинок. Началась эпоха тренажеров. Появление в УЦ педагогов из офицерского состава экипажей первых атомоходов сделало занятия более целенаправленными. В УЦ начали ездить на обучение офицеры центральных управлений ВМФ. Вскоре это просветительство было утверждено одной из основных функций УЦ и приняло регулярный и обязательный характер. Были составлены и утверждены программы. Вначале приезжали учиться группы офицеров из состава экипажей атомных подводных лодок. Затем стали приезжать и те, кто не имел прямого отношения ни к атомной технике, ни к подводному флоту. Потом поехали кадровики и политработники, финансисты и хозяйственники, космонавты и даже чекисты. Обучение в Учебном Центре стало своеобразной модой. Пройти там краткий курс считалось престижным и полезным. Стали приезжать адмиралы, приехал на 10-дневное обучение первый зам. Главкома ВМФ адмирал Касатонов.

Нужна была систематическая повседневная учеба постоянно обновляющихся кадров атомного подводного флота. И командование ВМФ спустило в УЦ заказ на серию учебников по всем  атомным курсам для всего советского флота. Приказ был выполнен. Заказанная серия учебников была написана и издана общефлотским тиражом. Тираж был распространен по всем флотам, управлениям и военно-морским учебным заведениям – от училищ до академий.

Расцвет Учебного Центра

После выпуска учебников коллективом УЦ весь атомный флот стал учиться по учебникам, выпущенным здесь. Учебный центр начинает готовить полные экипажи по всем корабельным специальностям. В штате преподавателей появляются специалисты неэнергетических профилей: корабелы, торпедисты, ракетчики, штурманы, связисты, радисты, специалисты по ЭВМ и БИУС, летчики, специалисты по гидрологии морей и океанов. Поднялось на более высокий уровень организации и оснащенности и обучение практической части подводников. Экипажи стали поступать на обучение в УЦ в полном составе.

 

Выпускники Учебного Центра на флотах уверенно занимали командные посты, один из них, В. Н. Чернавин, был назначен Главкомом ВМФ. Стали практически обязательными стажировки преподавателей на флотах, на новых кораблях, их работа в комиссиях Государственной приемки новых проектов подводных лодок.

 

Лодка-истребитель 705-го проекта

 

Однажды командование ВМФ обратилось  в Учебный Центр за советом по очень важному кадровому вопросу на уровне всего подводного флота.

Рождался совершенно новый тип подводной лодки – лодка-истребитель 7075. Она предназначалась для поражения себе подобных судов противника, отличалась высокой маневренностью, новейшим вооружением и множеством технических новинок.

 

Экипаж лодки был малочисленным, он состоял в основном из офицерского состава. Встал вопрос о том, офицера какой квалификации назначить командиром такого необычного корабля: это должен быть инженер с последующей командной подготовкой или строевик, способный постичь технику? Высшее флотское начальство обратилось с этим вопросом к Л. Г. Осипенко, и он созвал учебный совет.

 

Ученый совет постановил: командующий такой лодкой прежде всего должен быть классным командиром с максимальным умением управлять кораблем как боевой единицей. Но также он должен иметь способность освоить технику в необходимом объеме, грамотно и ответственно к ней относиться. Ведь аварийная подводная лодка – это не боевая единица, а подарок противнику. Так и было принято к исполнению.

 

Первым командиром атомной лодки-истребителя  стал полный тезка великого поэта – А. С. Пушкин. Его кандидатура оказалась удачной. Второй командир этой лодки, А. У. Аббасов, впоследствии стал Героем Советского Союза, контр-адмиралом, начальником УЦ ВМФ в городе Обнинске.

 

На занятия – по трубам

 

Борис Ионович Изнюк приехал впервые в УЦ в 1962 году. Подготовка проходила на испытательных стендах. Занятия проводили А. И. Лейпунский, А. П. Александров, который впоследствии возглавил Академию наук. Подготовка проводилась колоссальная и по многим предметам.

 

Когда стенд в УЦ не работал, то ходили на занятия в ФЭИ. Грязь была непролазная, и ходили пешком по бетонным трубам. «Перехода от улицы Шацкого через Репинку тогда еще не было. Мы закатывали брюки, шинель, брали в руки ботинки и переходили через ручей. Или ходили вокруг, через вокзал. Выходили на железную дорогу, по железной дороге доходили до переезда, который выходит на улицу Ленина и вдоль железнодорожной ветки, которая шла раньше на атомную станцию, шли на занятия», рассказывает Б. И. Изнюк.

 

Госпремия за тренажер

 

Когда в УЦ появился свой учебный центр, он начал очень быстро развиваться. Промышленность учебную технику тогда не выпускала. Она создавалась руками сотрудников. Делали и совершенствовали тренажеры, писали и углубляли учебные курсы. Л. Г. Осипенко умело руководил всеми кадровыми перестановками и преобразованиями. Был построен тактический тренажер «Протва», насыщались новой техникой тренажеры всех циклов. Все создавалось силами постоянного состава УЦ. Талантов с золотыми руками и инженерной хваткой хватало. Командование организовало деловую рабочую обстановку, в которой талантам находилось достойное применение.

 

За свою самоотверженную работу сотрудники УЦ ВМФ получали свидетельства о рацпредложении или изобретении, денежные премии, ценные подарки: часы, радиоприемники, иногда бинокли. Конечно, они заслуживали много большего. Но тогда все работали на энтузиазме. За разработки уникальной тренажерной техники в 1980 году Леониду Гавриловичу Осипенко и Анатолию Григорьевичу Колмакову (автору тренажеров для обучения) была присуждена Государственная премия. Все сотрудники приняли это известие с большим восторгом.

 

Смена руководства

 

В мае 1979 года серьезно заболел Л. Г. Осипенко и был вынужден оставить свой пост. У Учебного Центра начался этап смены руководства, снижения эффективности работы, развития и роста УЦ.

 

В 80-е годы произошли перемены в стране, на флоте, коснулись они и УЦ.  Продолжалась непрерывная смена руководителей. Они едва успевали войти в курс дела, справиться с многочисленными текущими проблемами – и сменялись вновь. О формировании новых методических разработок и создании учебно-методической базы пришлось забыть

до лучших времен.

 

Оценивая сегодня работу Учебного Центра, можно сказать, что в Военно-Морском Флоте родилось и укрепилось единственное уникальное учебное заведение, которое из разнородной массы создавало единый сплоченный коллектив – экипаж атомной подводной лодки, способный эффективно  действовать и адекватно реагировать на нештатные ситуации, что очень важно в такой сфере, как атомная энергетика. Мы можем гордиться тем, что такой Центр работает в Обнинске.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *