Искусство видеть прекрасное

shkola-seriya-2-mahlyaeva

В Боровском Музейно-Выставочном Центре прошла вторая выставка детской фотостудии «Баланс». Выставка нигде не рекламировалась. И попала я на нее случайно, когда была в Боровске по другим делам. Выставка произвела на меня неожиданно сильное впечатление. Поразил зрелый не по годам взгляд юных фотохудожников, иногда – философский. 

Я попросила Ольгу Гришко, руководителя «Баланса», рассказать о фотостудии и ее участниках.

— Сколько времени существует фотостудия «Баланс»?

— 3 года. И обучение у нас рассчитано также на 3  года. В студии занимаются подростки, начиная с 14 лет. Занятия проходят в Боровске, в Центре творческого развития, где нам выделили два помещения для занятий. Один класс – учебный, и один класс – съемочный.

— Где вы набираете ребят?

— В сентябре мы делаем рекламу по школам. И приходят друзья тех, кто у нас уже занимается. В газете мы рекламу тоже даем, но чаще всего приходят по советам друзей.

— Сколько уже было выставок?

— Всего пока две. Это не так уж мало, если учесть, что мы существуем всего 3 года.

— Почему Вы решили вести детскую фотостудию?

— Какое-то время я  зарабатывала фотографированием деньги. Но потом для меня встал вопрос: либо я этим зарабатываю, либо я творю и получаю от этого удовольствие. Я выбрала второе. Я получаю удовольствие от занятий с детьми, от их результатов, от общения с ними. Не знаю, как это получается, но ко мне приходят заниматься очень талантливые дети. Я живу в Боровске 6 лет. И первое, чем меня поразил этот город – большое количество интересных, творческих людей. Я даже не могу назвать свою деятельность работой. Это просто общение, в процессе которого я делюсь с ребятами знаниями, а они делятся своими эмоциями, своим состоянием, которое они выражают через фотографию.

shkola-seriya-4-mahlyaeva

— Даете ли Вы им темы для фотографий или они находят их сами?

— По-разному. Иногда темы даю я, иногда их предлагают ребята. Например, одна из последних тем, которую я им дала, была школа. Это то, что они видят каждый день. Поначалу дети не верили, что это может быть интересным. Дети, как и большинство взрослых, считали, что интересное может быть только где-нибудь на Мальдивах. А что может быть интересного в Боровске? Моей первой задачей было показать, что интересное может быть не просто рядом, в Боровске, а в школе, где ребята каждый день бывают. Сначала их приходилось заставлять. Но они ходили в школу с фотоаппаратами, каждый день там снимали. И уже через неделю начали получаться интересные снимки.

— Это определенное искусство – видеть красивое и интересное в повседневной жизни.

— Надо просто захотеть. Когда ты целенаправленно ищешь что-то интересное вокруг себя, то начинаешь это находить. Попробуйте заставить себя искать интересное в 10 метрах от собственного порога. Первые 2 дня пройдут впустую. Но потом вы увидите, что если вот этот камушек снять с южной стороны, да чтобы солнышко било с востока, то получится шедевр.

— Сейчас школьники очень загружены большим объемом домашних заданий. Успевают ли они и делать уроки, и заниматься в студии?

— Им интересно. А когда интересно, то и время находится. Иногда они бросают занятия, но потом, как правило, возвращаются. Чтобы понять, твое это или нет, достаточно двух-трех занятий.

— Даете ли Вы им домашние задания?

— Да, даю. Потому что если ты хочешь чему-то научиться, развиваться, то без выполнения заданий не обойтись. Я хочу как-нибудь выбрать время и написать в студии плакат большими буквами: «Чтобы научиться что-то делать, надо делать это». Хочешь научиться фотографии? Бери и фотографируй. Приноси, будем обсуждать, разговаривать, вместе думать. Раз от раза будет получаться все лучше. Я даю на занятиях основы. Но самое главное – это практика. Я стараюсь никого не критиковать. Если делаю замечания, то наедине.

Они учатся друг у друга. Очень интересно за ними наблюдать. «Это моя идея. Не бери ее!» «Нет, я первая придумала». Мы занимаемся, в основном, студийной съемкой и стрит-фотографией – уличной фотографией. Но стрит-фотография, как мне кажется, больше подходит для взрослых, она требует философского осмысления.  От детей я философских снимков не жду. Они иногда бывают. Но мне жалко тех детей, которые приносят философские фотографии. Это означает, что у них очень большой жизненный опыт для их возраста.

— Да, жизнь у всех разная.

Кстати, к нам ходят дети из абсолютно разных семей. Есть дети, хорошо обеспеченные.  А есть такие, для которых затраты на занятия фотографией являются значительными вложениями. И фототехника у детей разная. Я учу их работать с тем, что есть. Конечно, все они мечтают о супер-технике. Но можно сделать замечательные снимки и обычной мыльницей. А какие замечательные пейзажи и портреты делали фотографы в 1920 году! Мы учимся на занятиях понимать, что не все дело в технике. И нужно учиться работать с тем, что уже есть.

— Смогут ли они после занятий в студии зарабатывать фотографированием?

— Я их учу не этому. Я учу говорить на языке фотографии. Если они захотят, то будут зарабатывать. Но дело в том, что заработок в фотографии – это не то, что ты хочешь сказать, а это то, что от тебя хотят услышать. Это совершенно разные вещи. Но три человека в моей студии заявили о том, что они хотят связать свою жизнь с фотографией. Я, конечно, была бы счастлива, если бы это было так.

raspevka-shendrigajlova

— Мне запомнилась на выставке фотография, там распевается детский церковный хор. Где она сделана?

— У нас занимается девочка из старообрядческой семьи, Женя Шендригайлова. И эту фотографию она сделала в Москве, в старообрядческой церкви на Рогожском кладбище, во время репетиции церковного хора. Поскольку она знает эту жизнь изнутри, то имеет возможность сделать редкие снимки. Возможно, мы скоро увидим ее новые работы на  эту тему.

Еще одна интересная фотография – про танец. Это было снято на концерте в Боровском ДК. Когда я увидела эту работу, то, честно говоря, была поражена, потому что автор фотографии Диана Данилина к нам в студию ходила на тот момент не больше полутора месяцев. И через полтора месяца она выдала столь классный результат, что очень порадовало.

— Кого из студийцев хотите отметить? Наверно, у Вас уже есть свои звезды?

Звездочка у нас – Женя Шендригайлова. Но Настя Махляева уверенно ее догоняет. Она идет немного в другом направлении, но тоже делает интересные снимки. Аня Алдошина замечательно снимает. Она сама придумала и сделала на одном дыхании серию «По мотивам Стивена Кинга». Ее идея настолько всем понравилась, что ей ассистировали пять человек. Интересная серия получилась.

— Вы занимаетесь в боровском Центре творческого развития. Платите ли вы за это помещение?

— Нет, мы ничего не платим. И занятия у нас в студии бесплатное. Более того, иногда наши друзья-фотографы нас балуют, дарят нам технику. Я планирую освоить с детьми пленочный фотоаппарат. Это очень дисциплинирует, когда у тебя нет возможности делать и стирать по 100 снимков. Начинаешь относиться к процессу съемки более осознанно.

— Довольны ли Вы результатами прошедшей выставки?

— Выставка получилась намного лучше прошлогодней, хотя все еще есть к чему стремиться. У нас детский формат. Но существует в Калуге детско-юношеский конкурс «Надежда». Это международный конкурс, где выставляются работы со всей России. Это тот уровень, к которому мы хотели бы приблизиться.

Записала Елена Агаджанян

Материал подготовлен для обнинской газеты «Новый город.ок»

Источник: http://novyigorodok.ru/magazin/-46/iskustvo-videt-interesnoe-vokrug-sebja.html

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *